Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей) является специальной мерой ответственности, которую использует заказчик для обеспечения исполнения поставщиков (исполнителе) принятых в рамках контрактной системы обязательств. Поэтому банальным и самым надежным способом избежать включения в РНП является четкое соблюдение установленных правил процедуры (электронной процедуры) закупок, а после заключения государственного (муниципального) контракта — надлежащее исполнение обязательств по нему.
Немаловажным является тот факт, что РНП ведется не только в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ), но и при проведении закупочных процедур, регулируемых нормами федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ.
Согласно положениям действующего законодательства в области закупок внесение сведений в РНП, а также ведение реестра осуществляет территориальное отделение ФАС России (далее – Контрольный орган).
При этом немаловажным является тот факт, что у государственного (муниципального) заказчика в соответствии с требованиями законодательства возникает обязанность предоставлять в Контрольный орган информацию в отношении недобросовестного поставщика (исполнителя). Неисполнение данного императива (предоставление информации в Контрольный орган) влечет для заказчика привлечение к административной ответственности (!). (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).
Поэтому каким бы незначительным по мнение участника закупки ни было действие, подпадающее хоть и формально под определение недобросовестности, заказчик в любом случае направит сведения о таком участнике в РНП.
Итак, основания для внесения в РНП сведений об участниках закупки схожи по своей правовой природе как в рамках контрактной системы (Федеральный закон №44-ФЗ), так и при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц (Федеральный закон №223-ФЗ). К ним относятся:
— уклонение от подписания контракта (договора) участником закупки;
— расторжение контракта (договора) по решению суда;
— расторжение контракта (договора) в случае одностороннего отказа заказчика от заключенного контракта (договора).
Исходя из сложившейся практики наиболее частыми основаниями для внесения в РНП является уклонением от подписания контракта (договора).
Федеральный закон №44-ФЗ определяет достаточно четкий алгоритм подписания контрактов (договоров) по итогам проведения закупочных процедур. При этом каждый способ закупки имеет свою специфическую особенность по срокам и порядку подписания контрактов (договора), которую надо знать и учитывать при подписании документов. По общему правили при этом, сформулированному ст. 51 Федерального закона №44-ФЗ, общий срок заключения контракта (договора), который не может быть менее 10 дней (календарных) с даты размещения в системе ЕИС (едина информационная система) протокола подведения итогов определения контрагентов. Соответственно по правилам все той же ст. 51 Федерального закона №44-ФЗ участник закупки в срок не позднее 5 рабочих дней следующих после размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта (договора) обязан подписать своей усиленной электронной подписью проект контракта или в тот же срок направить заказчику протокол разногласий.
Кроме того, очень важным для участника закупки также является в тот же пятидневный срок разместить в ЕИС документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта (если оно установлено документацией), так как если даже участник в установленный срок подпишет проект контакта (договора), но не предоставит требуемого обеспечения, заказчик также обязан будет признать такого участника уклонившимся от заключения контракта и направить сведения в Контрольный орган для внесения его в РНП (!)
Немного иначе дела обстоят со сроками подписания контрактов (договоров) заключаемых в рамках Федерального закона №223-ФЗ. Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона №223-ФЗ основополагающим документом, регламентирующим порядок осуществления закупочной деятельности, является Положение о закупках соответствующего заказчика, в котором определяется в том числе сроки подписания контрактов (договоров) по итогам проведенных процедур.
Таким образом, для того, чтобы избежать неприятной участи быть внесенным в РПН по основанию уклонения от подписания контракта (договора) участник закупки обязан своевременно, в установленные сроки, пописать проект контракта (договора) и внести обеспечение исполнения контракта (договора) согласно условиям конкурсной документации.
Однако, если все же протокол о признании уклонившимся от подписания контракта (договора) заказчиком составлен и размещен в ЕИС, а соответственно направлена и информация в отношении участника в Контрольный орган для внесения его в РНП, необходимо понимать, что это не является безусловным фактором внесения такого участника в этот самый реестр.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 года №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливается четкий порядок рассмотрения информации о включении недобросовестного участника закупки в РНП.
Одним из условий такой процедуры является коллегиальный порядок рассмотрения информации о включении в реестр на заседании комиссии Контрольного органа. При этом все участники закупки в установленном порядке извещаются о дне и времени проведения такого заседания в целях предоставления возможности участникам закупки предоставить необходимые пояснения и документы для рассмотрения вопроса о включения участника в РНП. Как видно, рассмотрение вопроса о включении участника в РНП не является по своей природе неким односторонним актом органа власти, что дает возможность участнику достаточно активно защищать свои интересы посредством предоставления в процессе рассмотрения вопроса о внесении в РНП свои обоснования и доводы. И даже, если Контрольный орган принял решение внести участника в РНП, оно (решение) может быть обжаловано в судебном порядке, что предусматривается не только процессуальными нормами АПК РФ, ГПК РФ, но нормами специального в области контрактной системы закупок законодательства (ч. 11 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Так, что же необходимо учитывать участнику закупки в случае подачи заказчиком информации о включении его (участника) в РНП при уклонении от подписания контракта (договора).
Прежде всего участнику закупки необходимо принять активное участие в подготовке своей позиции по данному вопросу при рассмотрении вопроса о включении в РНП, в таком случае нельзя допустить ситуацию, в которой предоставить Контрольному органу принять решение, основанное только на информации, предоставленной заказчиком.
Необходимо заметить, что в основе всей процедуры, связанной с внесением того или иного участника в РНП лежит недобросовестное поведение стороны, именно в этом направлении задачей участника является предоставить Контрольному органу доказательства добросовестного участия стороны в процессе проводимой закупки. Иными словами, исключительно наличие одного факта неподписания контракта (договора) и\или непредоставления обеспечения является недостаточным для принятия Контрольным органом решения о включении лица в РНП.
Таким образом, задача участника либо его представителя на стадии рассмотрения Контрольным органом вопроса о внесении его РНП заключается в том, чтобы собрать и предоставить доказательства его добросовестного поведения. Какие же доказательства могут являться подтверждением добросовестного в поведения участника? Здесь, конечно, же нет и не может быть какого-либо конкретного перечня, так как в каждой конкретной ситуации добросовестность поведения доказывается, исходя из различных факторов, имеющих место быть в каждой конкретной закупке (процедуре). Здесь могут быть и форс-мажорные обстоятельства, препятствующие своевременному подписанию участником контракта (договора), а также не редкостью бывает и ненадлежащее соблюдение процедурных вопросов закупки самим заказчиком.
Так, в августе 2022 года УФАС по Саратовской области при участии специалистов нашей компании принял позицию участника закупки, который допустил просрочку подписания контракта с государственным заказчиком. При этом, участник смог доказать именно добросовестность своего поведения в процессе проведения закупочной процедуры, намерение и возможность исполнить договорные обязательства в рамках конкурентной процедуры. Именно такой правовой подход убедил УФАС по Саратовкой области не вносить данного участника в РНП.
Последствия включения сведений об участнике закупки в РНП.
Как следует из Федерального закона N 44-ФЗ внесение сведений об участнике закупки в РНП ведет к невозможности участия его в закупках в течение 2 лет.
Однако, само по себе внесение участника закупки В РНП не всегда делает невозможность участия его в трогах. Так, при объявлении конкурентной закупки заказчик в аукционной (конкурсной) документации устанавливает требования к участникам. Здесь нам очень интересным может быть то факт, что требование об отсутствии участника в РНП является не обязательным требованием, т.е. если такое требование не содержится в документации, то даже будучи внесенным в РНД участник сможет принять участие в закупке. В то же время включение сведений об участнике закупки в РНП не является основанием для расторжения уже заключенных с ним контрактов (договоров).
По истечении 2 лет с даты внесения Контрольным органом информации о внесении участника в РНП она (информация) исключается, при этом в установленных законом случаях такая информация может быть исключена и в более ранние сроки.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в случае соблюдения установленных заказчиком требований закупочных процедур, проявления необходимой степени заботливости и добросовестности, даже , если со стороны участника были допущены какие-либо формальные нарушения, всегда есть возможность избежать подобные неблагоприятные последствия в виде «попадания в РНП».
Юрист Чеботарева Ю.К.