Наследование
бизнеса в России

Российское предпринимательство, как класс, начало зарождаться в начале 90-х. То есть с момента появления первых российских предпринимателей прошло более 30 лет. Увы, жизнь человека не вечна, а активная фаза, когда человек способен плодотворно трудиться, официально заканчивается в 65 лет у мужчин и 60 у женщин. Нехитрые подсчеты показывают, что первые российские предприниматели находятся в преддверии или уже достигли возраста, когда начинаешь задумываться о вечном.

Что же предлагает российская правовая система российским предпринимателям в вопросе передачи бизнес активов по наследству?

  В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. Из данной нормы следует, что под наследованием понимается только передача имущества наследника. Но тот, кто занимался бизнесом, согласится, что бизнес – это не только имущество, а иногда и совсем не про имущество. Бизнес – это скорее умение зарабатывать деньги. Получается, что согласно российскому законодательству по наследству можно передать только имущество, но нельзя передать бизнес.

Оппоненты скажут, что в России существует механизм наследования долей в хозяйственных обществах (ООО и др.), акций в акционерных обществах, когда наследники могут напрямую войти в число учредителей (акционеров) наследуемого бизнеса . Это действительно так. Но, во-первых, в случае прямого указания в учредительных документах общества наследник вправе претендовать только на стоимость доли наследуемого бизнеса, а не на участие в бизнесе; во-вторых, участие наследников в управлении бизнесом не всегда является благом для самого бизнеса, а в конечном счете для его бенефициаров (включая самих наследников) и зачастую наследодатели (владельцы бизнеса) только в страшном сне видят ситуацию, когда их бизнесом будут управлять наследники; в-третьих, существует большое количество бизнесменов, которые осуществляют деятельность путем регистрации в качестве  индивидуально предпринимателя, без образования юридического лица. Получается, что передать бизнес по наследству можно не всем и не всегда.

А как обстоят дела с наследством «у них»? Страны с более развитыми правовыми системами имеют механизмы реализации воли наследодателя по распоряжению принадлежащими ему активами. Наиболее древний из них это траст (или трастовый договор). Этот механизм присущ системам с общей (англо-саксонской) системой права. Траст зародился в средние века и широко применялся рыцарями, уходящими на поля сражений, для урегулирования имущественных отношений на период своего отсутствия. По условиям трастового договора титульный собственник имущества передавал права на него определенному им лицу для управления данным имуществом в интересах назначенных им бенефициаров (выгодоприобретателей). В зависимости от юрисдикции, трастовые договоры могут заключаться сотни лет. То есть наследодатель определяет судьбу своего имущества (читай бизнеса) в интересах многих поколений вперед. При этом, чаще всего бенефициары имеют право на получение доходов от деятельности траста или учрежденных трастом предприятий, но не на ликвидацию траста и получение всего находящегося в нем имущества. После окончания срока действия трастового договора имущество распределяется по правилам, которые установил наследодатель в трастовом договоре. При этом его фантазия  практически безгранична и простирается от передачи имущества благотворительной организации до любимого правнука. Законодательство о трастах существенно отличается в зависимости от места его создания, но в любом случае это действенный (созданный при жизни наследодателя) механизм передачи активов по наследству. Трастовый договор может содержать порядок назначения лица, который будет управлять бизнесом на протяжении всего времени существования траста, содержать порядок и механизм контроля за его деятельностью, содержать алгоритм распределения доходов, получаемых от активов траста, содержать порядок досрочного прекращения траста и распределения его активов среди выгодоприобретателей. Трасты вправе владеть юридическими лицами, в том числе и коммерческими. И все это начинает работать при жизни наследодателя по только им установленным правилам.

Аналогичные структуры существуют и в странах с континентальной системой права. Называются они также как в России – наследственные фонды.

С 2021 года в России появились личные фонды, российский аналог существующих в англо-саксонской системе права трастов и континентальной системе права – наследственных фондов. Разновидностью личных фондов в России является наследственный фонд.

  Что такое личный фонд? Согласно ст. 123.20-4 ГК РФ личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

Личный фонд – это некоммерческая организация, созданная для управления имуществом гражданина, в том числе и после его смерти (если об этом будет указано в уставе личного фонда).

Личный фонд может вести предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные товарищества и общества.

Порядок управления личным фондом и порядок получения выгоды от деятельности личного фонда определяется его учредителем в учредительных документах. Законом предусмотрено, что учредитель фонда может назначить выгодоприобретателей, которые будут получать доходы от деятельности фонда или имущество этого фонда, в том числе и при наступлении определенных обстоятельств. Учредитель фонда также может быть выгодоприобретателем, если это прямо предусмотрено в уставе фонда.

Устав фонда, включая порядок управления данным фондом, может быть изменен только при жизни учредителя фонда. После его смерти изменения могут быть внесены только судом и только при определенных обстоятельствах.

Большой недоработкой законодателя считаю внесенный законодателем запрет учредителю фонда выступать в качестве единоличного исполнительного органа данного фонда. Логика законодателя не вполне понятна. Если учредитель фонда вносит в него свое имущество, наделяется  правом определять порядок управления этим имуществом, назначать выгодоприобретателей и т.д., то кто как не учредитель фонда сможет лучше всех исполнить свою волю и управлять фондом так, как он повелел? Внесение такого ограничения снижает доверие к данному институту. Не для кого не секрет, что внесение собственного имущества в какую либо структуру это ответственный шаг, а невозможность прямую управлять данной структурой при жизни делает этот ответственный шаг еще и опасным, ведь учредителю фонда необходимо привлечь к его управлению некое третье лицо. Степень доверия у учредителя фонда к этому лицу должна быть достаточно высока.

Следует отметить, что личные фонды это «игрушка» не для всех. Согласно прямого указания в законе, личный фонд может создаваться только лицами, вносящими в него имущество, стоимостью более 100 млн. рублей.

 Личный фонд, создаваемый по распоряжению наследодателя после его смерти, называется наследственным фондом.

Наследственный фонд создается после смерти гражданина на основании сделанного в завещании распоряжении и на основании подготовленных при жизни этого гражданина документов..

То есть процедура создания фонда не предусматривает его существование при жизни наследодателя. Чтобы воспользоваться этим институтом бизнесмен должен подготовить все документы и отдать их нотариусу, который после его смерти зарегистрирует фонд и «запустит» его работу.  

Обращение к институту наследственного фонда при планировании наследства сопряжено с большими юридическими рисками, ведь в процедуру создания наследственного фонда включаются несколько третьих лиц (нотариус, налоговые органы) от воли которых будет зависеть сам факт существования фонда.

Следует отметить, что часть третья Гражданского кодекса РФ предлагает много вариантов реализации задачи по передачи бизнеса по наследству. В частности, имеется возможность описания в завещании любых условий передачи имущества, включая указание на порядок использования этого имущества наследниками, на возможность назначения исполнителя завещания, который может управлять переданным по наследству имуществом в интересах наследников, на завещательный отказ и завещательное возложение.

Создание в России института личных фондов это большой шаг в решение проблемы наследования бизнеса. Но если мы говорим о необходимости создания в России значительной прослойки среднего класса, то без решения проблемы наследования бизнеса в том числе и этой категорией предпринимателей эту задачу не решить. Многие из претендентов на статус «среднего класса» ведут бизнес путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Многие предприниматели имеют наемных работников, владеют помещениями, оборудованием, машинами и т.д., то есть обладают набором имущества и трудовых ресурсов для осуществления конкретного вида деятельности. При таком способе ведения бизнеса смерть предпринимателя равносильна смерти бизнеса. Если предприниматель не видит будущего у своего бизнеса после собственной смерти, то зачем такой бизнес развивать. Хорошо, если дети бизнесмена решат пойти по его стопам и главное, будут способны это делать. А если нет? Помещения, станки, машины, оборудование перейдут в собственность наследников, которые распорядятся им по своему усмотрению. А если наследников несколько и «усмотрение» у них разное, то не избежать имущественного спора. В такой ситуации унаследованный бизнес точно не выживет.

Наверное я не сделаю открытия, если скажу, что работающий бизнес выгоден не только его владельцу, но и государству (налоги, рабочие места и т.п.). Следовательно, государство должно законодательно урегулировать механизм передачи по наследству работающего бизнеса, а не имущества, являющегося его составной частью, в том числе и в ситуации, когда деятельность осуществляется без создания юридического лица и когда стоимость имущества не превышает 100 млн. руб. Если уж законодательно можно вести бизнес без регистрации юридического лица, может стоит пойти дальше и законодательно закрепить понятие бизнес структуры без образования юридического лица, отнеся такую структуру к самостоятельному объекту гражданских прав либо расширить понятие предприятия, изложенное в ст. 132 ГК РФ и существенно упростить процедуру его создания. Предусмотренное  ст. 132 ГК РФ в качестве объект гражданских прав предприятие, не совсем отражает суть бизнес структуры, используемой предпринимателями без образования юридического лица. Предприятие по смыслу ст. 132 ГК РФ это прежде всего недвижимость.  Не каждый малый и средний бизнес обладает правом собственности на недвижимость, однако это не лишает его возможности зарабатывать деньги. Зачастую предпринимателями используются арендные отношения в качестве оформления прав на недвижимость для ведения бизнеса. В любом случае бизнес – это совокупность имущественных, договорных, обязательственных отношений, объединенных для производства, продажи товаров, работ, услуг. Закрепление в гражданском законодательстве нового объекта гражданских прав или доработка ст. 132 ГК РФ  поможет не только в вопросах наследования бизнеса, но и в процессе ведения деятельности, в том числе и при продаже бизнеса, его кредитовании, разделе совместно нажитого имущества  и т.д.

Некоторые скажут, что нечего городить огород, регистрируй юридическое лицо и получишь структуру, которая может перейти по наследству. Возможно это замечание верно. И не нужно в этой части изобретать велосипед. Но в настоящее время количество лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей измеряется сотнями тысяч, если не миллионами. Многие из них ведут достаточно успешный бизнес и в силу разных причин (налоговые и т.п.) не спешат регистрировать юридические лица. То есть независимо от нашего желания существует громадная армия лиц, нуждающихся в доработке существующих правоотношений.

Адвокат Дмитрий Кутепов

Leave a Reply