Общие правила, касающиеся порядка заключения, исполнения, а также расторжения гражданско-правового договора регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ (по далее – ГК РФ), при этом согласно ст. 450 ГК РФ порядок изменения и расторжения заключенных договоров, как устанавливает законодатель, может регламентироваться иными законами и условиями, заключенного между сторонами соглашения. При этом ряд федеральных законов устанавливают для определенных категорий договоров (контрактов) особый порядок их расторжения.

1. Основания одностороннего отказа от исполнения контракта  

Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) как специальный закон также определяет порядок расторжения заключенных контрактов.

Положения ч.8 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ устанавливают право сторон расторгнуть контракт по соглашению сторон, решению суда, а также в порядке одностороннего отказа от исполнения контракта. При этом расторгнуть заключенный контракт в порядке одностороннего отказа может любая его сторона (!). Однако, анализируя нормы Федерального закона №44-ФЗ следует отметить, что для такого отказа подходит не всякое основание, предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

Законодательство в области контрактной системы устанавливает возможность отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что такой отказ будет установлен в самом контракте. При этом простое упоминание в редакции контракта о таком одностороннем отказе, не является достаточным основанием для расторжения: в таком случае в целях правовой определенности необходимо четко сформулировать обстоятельства, при которых сторона может воспользоваться правом на односторонний отказ.

Одной из особенностей порядка расторжения заключенного контракта в рамках законодательства о контрактной системе является обязанность Заказчика расторгнуть заключенный контракт при условии выявления Заказчиком оснований, перечисленных в п.15 ст.95 Федерального закона №44 ‑ФЗ), при этом указанные выше основания носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

Итак, остановимся на самых часто применяемых Заказчиком оснований, в соответствии с которыми он отказаться от исполнения договора:

а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика  (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Указанные выше основания используются Заказчиками в качестве некого «правомерного» способа отказаться от приемки исполненного по контракту, что в последствии дает право либо увеличить сроки оплаты полученного по сделке либо вовсе отказаться от такой оплаты.

 При этом еще одной неприятной особенностью одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в рамках закупочных процедур является обязанность Заказчика направить информацию о поставщике, с которым было принято решение расторгнуть контракт, в территориальное управление ФАС для внесения такого исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (!).

Но всегда ли на практике решение Заказчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта законны и обоснованны? И что делать, если поставщик (подрядчик/исполнитель) добросовестно исполнил принятые на себя обязательства и не рассматривает для себя возможности быть внесенным в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

Здесь считаю необходимым оговориться, что в данной статье не идет речи о случаях, действительно, ненадлежащего исполнения Поставщиками своих обязательств по заключенным контрактам, грубом нарушении установленных Заказчиком требований к объекту закупки и процедуре ее проведения. Скорее в данной статье мы будем говорить о злоупотреблениях Заказчика при исполнении своих обязательств и допущенных Поставщиками незначительных (формальных) неточностей, которые по своей сути не могут влиять на надлежащее исполнение контракта в целом.  

  • Итак, в отношении первого основания в соответствии с которым Заказчик обязан принять решение о одностороннем отказе — установление обстоятельств, которые указывают на несоответствие Поставщика установленным в извещении (конкурсной документации) требованиям к нему как участнику закупки (п.п. а, п.1 ч.15 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ). Чаще всего речь идет об отсутствии участника в РНП, наличие у потенциального исполнителя необходимых лицензий, разрешений и иных требований, которые установлены законом (!). На что здесь необходимо обратить внимание и в последствии использовать при обжаловании действия Заказчика:

1) в соответствии с ч.1.1. ст.З1 Федерального закона №44-ФЗ требование об отсутствии поставщика в РНП должно быть прямо указано в извещении (конкурсной документации), если такое требование не установлено, отклонять заявку такого лица на участие в процедуре незаконно, и соответственно также  будет нарушением со стороны Заказчика односторонний отказ от исполнения контракта;

2) в отношении требований о наличии у участников лицензий, разрешений и иных дополнительных подтверждений, согласований, которые Заказчик устанавливает в рамках объявленной закупки должны быть установлены нормами действующего законодательства, в противном случае ТУ ФАС и/или судебными органами такие требования и действия (отказ от исполнения контракта) будут определяться как действия, направленные на ограничение конкуренции (!)

Таким образом, необходимо внимательно изучать размещенную конкурсную документацию Заказчика, направлять запросы для получения разъяснений на предмет завяленных требований, а при необходимости обжаловать в ТУ ФАС условия, ограничивающие конкуренцию участников закупки.  

  • В отношении основания для одностороннего отказа от исполнения контракта в части предоставления участником недостоверной информации в отношении поставляемого товара (оказания услуг) и, собственно, о своем соответствии (п.п. б, п.1 ч.15 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ), что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).  При этом федеральный закон о контрактной системе не содержит какого-либо перечня информации, которая относилась бы к недостоверной. Соответственно Заказчик при принятии решения об одностороннем отказе по этому основанию волен посчитать любую информацию о предмете закупки и участнике «недостоверной».

В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду предоставления недостоверной информации, необходимо учитывать еще один аспект данного основания – участник должен быть признан победителем (!), при этом в случае, если конкурсная процедура признается несостоявшейся в виду подачи заявки только одним участником, с которым и заключается контракт, соответственно применять данное основание для отказа от исполнения контракта, по нашему мнению, необоснованно.

Исходя из вышеизложенного, при размещении Заказчиком в единой информационной системе (с 01.07. 2022 года решение размещается только в ЕИС без направления его в адрес Поставщика) необоснованного решения об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке, необходимо обжаловать такое решение в судебном порядке посредством признания его недействительным.